г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4.

Сергей Борисович Малых

Биография

Родился 25 февраля 1958 г.

Доктор психологических наук (2000), профессор(2005), действительный член РАО (2012).

Образование

  • отделение психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 1974-1979;
  • аспирантура НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1982-1985;
  • методология близнецовых исследований (Katholieke Universiteit Leuven, Belgium, 1989);
  • методология генетических исследований (NATO Advanced Study Institute, Katholieke Universiteit Leuven, Belgium, 1991).

Работа

Заведующий лабораторией возрастной психогенетики, со-руководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики, главный научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Национального исследовательского Томского государственного университета, International Research Associateand Consultantof Inlab Department of Psychology Goldsmiths,  University of London (Great Britain), International affiliate International Institute of School Psychology (USA).

С.Б. Малых – заместитель председателя специализированного Ученого совета Психологического института РАО по защите докторских диссертаций, член экзаменационной комиссии по присуждению степени доктора философии (PhD) факультета психологии Голдсмитс колледжа и Королевского колледжа Университета Лондона.

Главный редактор журнала «Теоретическая и экспериментальная психология» (Москва), член редакционного совета журналов - The KEDI Journal of Educational Policy (Сеул),  «Вестник практической психологии образования» (Москва),  «Вестник Южно-Уральского университета. Серия Психология» (Челябинск).

Профессиональные сообщества:

Член президиума Российского психологического общества, член президиума Федерации  психологов образования России, член комитета по науке Европейской федерации психологических ассоциаций.

Публикации

2017

  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. – М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – 448 с. ISBN 978-5-4469-1105-9
  • Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н.. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 2017. – № 1. – С. 26–40.

2016

  • Frenken H., Papageorgiou K.A., Tikhomirova T., Malykh S., Tosto M.G., Kovas Y. Siblings' sex is linked to mental rotation performance in males but not females. // Intelligence, 2016, v.55, p.38-44
  • Behavioural Genetics for Education. Y.Kovas, S.Malykh, D.Gaysina (Ed.), Palgrave Macmillan UK, 2016, 320 p.
  • Kovas Y., Tikhomirova T., Selita F., Tosto M., Malykh S. How Genetics Can Help Education. //In.: Behavioural Genetics for Education, Ed. Y.Kovas, S.Malykh, D.Gaysina, Palgrave Macmillan UK, 2016, p.1-23

2014

  • Исматуллина В.И., Роль наследственных и средовых факторов в способности планировать у подростков [Текст] / В.И. Исматуллина, А.П. Белова, И.А. Воронин, С.Б. Малых //Теоретическая и экспериментальная психология, 2014, том 7, №4, С. 6–16.
  • Rodic, M., Zhou, X., Tikhomirova, T., Wei, W., Malykh, S., Ismatulina, V., Sabirova, E., Davidova, Y., Tosto, M. , Lemelin, J-P., & Kovas, Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics//Developmental Science. – 2014. – pp.1–10. (IF= 3.628) DOI: 10.1111/desc.12204
  • Ismatullina V., Voronin I., Shelemetieva A., Malykh S. Cross-cultural Study of Working Memory in Adolescents // Procedia - Social and Behavioral Sciences (2014), pp. 353-357 DOI information: 0.1016/j.sbspro.2014.08.111
  • Ismatullina V., Sheremet’eva A., Malykh S. Nature of individual differences in working memory: Russian twin study //Twin research & human genetics-2014.-v.17.-N5.-p.446
  • Малых С.Б., Воронин И.А., Исматуллина В.И., Захаров И.М., Тихомирова Т.Н. Половые различия во взаимосвязях личностных черт «Большой пятерки» и интеллекта // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. – Т. 7. – № 4. – С. 17 – 35.
  • Захаров И.М., Исматуллина В.И., Малых С.Б. Кратковременная зрительная память: феноменология и механизмы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. – Т. 7. – № 4. – С. 79-89.

2013

  • Исматуллина, В.И. Возрастные особенности планирования в подростковом возрасте [Текст]/ В.И. Исматуллина, А.П. Белова, С.Б. Малых // Теоретическая и экспериментальная психология. -2013.- T.6, №4. - С.25-34.

2012

  • Ismatullina, V., Malykh, S., Kovas, Y., Voronin, I. Genetic and environmental influences on executive functions: Spatial planning and spatial working memory // International Journal of Psychology, 2012, 47, SI, Supplement 1, 139-139.

Конференции

Организатор симпозиумов на международных конференциях:

  • 14-я конференция Международного общества по изучению интеллекта (Мельбурн, Австрали, 2013);
  • 13-й Европейский психологический конгресс (Стокгольм, Швеция, 2013);
  • 30-й Международный психологический конгресс (Кейптаун, Южная Африка, 2012);
  • 12-я ежегодная конференция Международного общества по изучению интеллекта (Лимасол, Кипр, 2011);
  • Международный симпозиум по кросс-культурным психогенетическим исследованиям (Москва, 2011);
  • XI Европейский психологический конгресс (Осло, Норвегия, 2009);
  • и др.

Гранты

  1. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика. Учебник для Вузов, Изд-во Питер, 2008, т.1, 406 стр., т.2, 336 стр.
  2. Gene. Brain. Behavior. S.B. Malykh, A.M. Torgersen, (Eds) Oslo,Moscow, RP PRESS 2007, 270 p.
  3. Малых С.Б. Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М., Эпидавр, 2004, 420 с.

Сообщества

  1. Патент РФ №136619 от 10 января 2014 (авторы Сметана Ю.В., Малых С.Б., Галажинский Э.В., Баланев Д.Ю.)
  2. Tosto M., Hanscombe K.B., Haworth C., Davis O., Petrill S., Dale P., Malykh S.,Plomin R., Kovas Y. Why do spatial abilities predict mathematical performance?// Developmental Science, 2014, pp 1–9, DOI: 10.1111/desc.12138
  3. Тихомирова Т. Н., Малых С. Б., Тосто М. Г., Ковас Ю. В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросс-культурный анализ.// Психологический журнал, 2014, том 35, № 1, с. 41–53
  4. Kovas Y., Voronin I., Kaydalov A., Malykh S.B., Dale P.S., Plomin R. Literacy and Numeracy Are More Heritable Than Intelligence in Primary School// Psychological Science, 2013,V.24, N10, p. 2048-2056. DOI: 10.1177/0956797613486982
  5. Kovas Y, Malykh S., Petrill S. Genetics for Education // Educational Neuroscience / D. Mareschal, B.Butterworth and A.Tolmie (Ed), John Wiley & Sons. 2013. P.77-109.
  6. Kovas Y., Galajinsky E. V., Boivin M., Harold G., Jones A., Lemelin J-P.,Yu Luo, Petrill S.A.,Plomin R., Tikhomirova T., Xinlin Zhou, Malykh S.  The Russian School Twin Registry (RSTR): Project PROGRESS//Twin Research and Human Genetics / Volume 16 / Special Issue 01 / February 2013, pp 126-133. DOI: http: //dx.doi.org/10.1017/thg.2012.133
  7. Davydova Y., Ismatullina V., Voronin I.,  Ovcharova O., Sabirova E.,  Malykh S. Genetic and environmental factors in individual differences of cognitive abilities in primary school children.//Social and Behavioral Sciences. 2013, v 86, p. 419 – 422.
  8. Malykh S., Belova A., Sabirova E., Voronin I., Gindina E., Gaysina D. Depressiveness in children and adolescents: a cross-cultural study in Russia and Kyrgyzstan. //Social and Behavioral Sciences, 2013, v 86 , p 53 – 58.
  9. Novgorodova Yu., Mukhordova O., Sabirova E., Barsky Ph., Lobaskova M., Malykh S. Genetic and environmental influences on the individual differences of temperament in primary school children//Social and Behavioral Sciences. 2013, v 86 , p.435 – 440.
  10. Tosto M., Malykh S., Voronin I., Plomin R., Kovas Y. The etiology of individual differences in maths beyond IQ: insights from 12-year old twins//Social and Behavioral Sciences, 2013, v 86 , p.429– 434.
  11. Каролис В.Р., Малых С.Б.Когнитивные исследования числа: сходстве и различиях метрики числовых и пространственных репрезентаций.// Вопросы психологии. 2013. № 6, c. 1-18
  12. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В., Залешин М.С. , Будакова А.В., Шарафиева К.Р., Малых С.Б.Феномен математической беглости//Теоретическая и экспериментальная психология, 2013, т. 6, № 4, с. 92–98
  13. Белова А.П., Малых С.Б. Природа индивидуальных различий рабочей памяти// Теоретическая и экспериментальная психология, 2013, т.6, №3,с.54–64.
  14. Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Индивидуальные различия вспособностях кобучению: возможности иперспективы психогенетических исследований //Вопросы образования, 2012, №4, стр.186-199
  15. Малых  С.Б.,  Тихомирова Т.Н., Жоу С., Вей В., Родич М.,  Мисожникова Е.Б., Давыдова Ю.А., Ковас Ю.В.Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросс-культурный анализ// Вопросы психологии. 2012. № 5, с.1-11
  16. Давыдова Ю.А., Исматуллина В.И., Воронин И.А., Лобаскова М.М., Сабирова Е.З., Мухордова О.Е., Малых С.Б.Роль наследственных и средовых факторов в формировании индивидуальных особенностей когнитивных способностей в младшем школьном возрасте// Теоретическая и экспериментальная психология, 2012, Т. 5, № 3, c. 78–80
  17. Belova A.P., Sabirova E.Z., Malykh S.B. Nature of individual differences in liability to depression in Russian adolescents. //In Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 5, 2012,  p.133-141
  18. КовасЮ.В., ТихомироваТ.Н., МалыхС.Б. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике // Вопросыпсихологии, 2011, №6, стр.44-54
  19. Kazantseva A, Gaysina D, Malykh S, Khusnutdinova E. The role of dopamine transporter (SLC6A3) and dopamine D2 receptor/ankyrin repeat and kinase domain containing 1 (DRD2/ANKK1) gene polymorphisms in personality traits. // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry, 2011, v.35 , p. 1033–1040
  20. Malykh S.B. Behavior Genetics in Context in Russian Psychology. In.: Psychology in Russia: State of the art. Eds. Y.Zinchenko,V.Petrenko, Moscow: MSU, RPS, 2011, v.4, P.108-129
  21. Сивакова В.Г., Гиндина Е.Д., Мухордова О.Е., Лобаскова М.М., Барский Ф.И., Сабирова Е.З., Малых С.Б.  Природа поведенческих и эмоциональных проблем у детей 7–12 лет по учительским оценкам. Теоретическая и экспериментальная психология.  2011, Т. 4,  № 1, С. 15–28
  22. Белова А.П., Сабирова Е.З., Малых С.Б. Природа индивидуальных  различий  склонности к депрессивным переживаниям //Теоретическая и экспериментальная психология , 2011, Т. 4, № 1, стр. 70-76.
  23. Barsky Ph.I., Gindina E.D., Lobaskova M.M., Malykh S.B. Perception of Family Environment with Russian Adolescent Twins: Possible Genotype-Environment Correlation. // In.: Psychology in Russia: State of the art. Eds. Y.Zinchenko,V.Petrenko, Moscow: MSU, RPS, 2010, v.3, P.412-430
  24. Казанцева А.В., Гайсина Д.А., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К. Роль полиморфных маркеров гена переносчика дофамина (DAT1) в формировании свойств личности и темперамента. // Генетика, 2009, т. 45. №8, стр.1110-1117.
  25. Kazantseva A.V., Gaysina D.A., Malykh S.B., Khusnutdinova E.K. Role of Dopamine Transporter Gene (DAT1) Polymorphisms in personality traits variation. // Russian Journal of Genetics. 2009, V.45., N8, p. 974-981
  26. Malykh S.B., Gindina E.D., Nadyseva V.V. Genetic and environmental influences on temperament in adolescent. //In.: Psychology in Russia: State of the art. Eds. Y.Zinchenko,V.Petrenko, Moscow: Russian Psychological Society, 2009, p.361-384
  27. Gindina E., Malykh S. Genetic analyses of behavioral and emotional problems in russiaan adolescent twins. // In.: Psychology in Russia: State of the art. Eds. Y.Zinchenko,V.Petrenko, Moscow: MSU & IG-SOCIN, 2008, p.319-344.
  28. Kazantseva A.V., Gaysina D.A., Faskhutdinova G.G., Noskova T., Malykh S.B., Khusnutdinova  E.K. Polymorphisms of the serotonin transporter gene (5-HTTLPR, A/G SNP in 5-HTTLPR, and STin2 VNTR) and their relation to personality traits in healthy individuals from Russia. //Psychiatric genetics, 2008, v.18, N4, p.167-176
  29. Казанцева А.В., Гайсина Д.А., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К. Роль генетических факторов в формировании свойств личности и темперамента. // Медицинская генетика, №3, 2008, стр.3-12.
  30. Малых С.Б., Волкова Н.Ю., Надыcева В.В. Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2007, №.6. C. 142-152.
  31. Malykh S.B., Kutuzova D., Aliohina S.V. School psychology in Russian Federation. //In.:  Handbook of International School Psychology . Sh. Jimerson, Th. Oakland, P. Farrell (Eds), Sage, 2007, p.329-338
  32. Гиндина Е.Д., Малых С.Б.,  Лобаскова М.М. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста. Психологический журнал, 2006, т.27, №5, стр.60-74
  33. Куравский Л.С., Малых С.Б., Кравчук Т.Е., Болычева К.А. Применение методов теории информации для оценки генетических и средовых влияний в близнецовых исследованиях. // Вопросы психологии, №3, 2006, с. 144-157.
  34. Malykh S.B., Iskoldsky N.V., Gindina E.D. Genetic Analysis of IQ in Young Adulthood: A Russian Twin Study. // Personality and Individual Differences, 2005, v.38, p.1475-1485.
  35. Malykh S.B., Kutuzova D., Barsky Ph., Malykhin P. School Psychological Services in Moscow: Current Status and Perspectives for Development. // School Psychology International, v. 26 N3, 2005, p.259-274.
  36. Малых С.Б. Гиндина Е.Д., Надысева В.В. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте. //Психологический журнал, 2004, т.25, № 6, с.29-52
  37. Малых С.Б., Шапкина А. Психологическая служба в системе образования в Германии. // Вопросы психологии, 2004, №5, с.127-140
  38. Kuravsky, L. & Malykh, S.  Application of Markov models for analysis of development of psychological characteristics. // Australian Journal of Educational and Developmental Psychology. V. 4., 2004, pp 29-40
  39. Malykh S.B., Iskoldsky N.V., Gindina E.D. Genetic analysis of extraversion and neuroticism in young adult Russian twins. // Psychologia-Etologia-Genetyka, 2004, v.9, p.81-94.
  40. Малых С.Б. Проблема наследственности в современных психологических исследованиях. // Вопросы психологии, 2004, № 2, стр.136-148.
  41. Malykh S.B., Zyrinova N.M., Kuravsky L.S. Longitudinal Genetic Analysis of Childhood IQ in 6- and 7-year-old Russian Twins. // Twin Research, 2003, v.6, N4, pp.285-291.
  42. Куравский Л.С., Малых С.Б. Применение марковских моделей для анализа эволюции психологических характеристик в популяции. // Вопросы психологии, 2003, № 4, с.51-62.
  43. Orekhova E.V., Stroganova T.A., Posikera I.N., Malykh S.B. Heritability and "environmentability" of electroencephalogram in infants: The twin study. //  Psychophysiology, 2003, 40 (5): 727-741
  44. Malykh S.B. et KobozevaV.G. Psychologie scolaire en Russie (School Psychology Service Development in Moscow). // Supplément semestriel à Echanges N°13 juin 2002. n°59.
  45. Stroganova T. A.,. Tsetlin M. M, Malykh S. B., and MalakhovskayaE. V. Biological principles of Individual Differences of Children of the Second Half-Year of Life: Communication II. The Nature of Individual Differences in Temperamental Features. // Human Physiology, 2000, v.26, N3,  p.281-289.
  46. Kuravsky L.S., Malykh S.B. “On the application of queueing theory for analysis of twin data”. // Twin Research, 2000, v.2, N3. 92-98

Награды

Награжден премией Правительства РФ в области образования, медалью К.Д. Ушинского, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалями «В память 850-летия Москвы», «За укрепление боевого содружества».